Владимир Колышкин (ultima_thule_w) wrote,
Владимир Колышкин
ultima_thule_w

Categories:

Советская мода. Начало. 1920-е.

Начинаю серию публикаций о советской моде.


Октябрьская революция 1917 года свергла так ненавистного ей царя и установила свои порядки. Вечерним туалетам с бисером и вышивкой, из муара, шёлка или бархата пришли на смену гимнастёрки (их носили как мужчины, так и женщины, подчёркивая равноправие), ситцевые блузы, прямые юбки из солдатского сукна и кирзовые сапоги.






Брутальная мода времен военного коммунизма

Главный модный тренд 1920-х - кожаная куртка, ставшая символом революционной моды Советской России. На первый взгляд странно, с чего бы это страна, после двух войн, в жуткой разрухе, так шикует? Где нашли столько кожи? На самом деле знаменитые кожаные куртки были сшиты еще до революции, во время Первой мировой войны для авиационных батальонов. В то время они так и не были полностью востребованы, а после октябрьского переворота обнаружились на складах и стали выдаваться чекистам и комиссарам в качестве униформы. Поэтому Мурка из песни и сидела в кожаной тужурке, из-под которой торчал наган.
Яркий пример этого модного веяния - фильм "Собачье сердце". В подобных образах предстают Швондер со своей командой. Сам Швондер в кожанке, а мужчина-женщина в кожаном плаще.




Важной фишечкой нового времени стала красная косынка – символ освобождения женщины, теперь её надвигали на лоб и завязывали на затылке, а не под подбородком, как это было традиционно принято раньше. Это знаменитое фото Лили Брик, драматической любви Владимира Маяковского ̶и̶ ̶т̶о̶й̶ ̶е̶щ̶ё̶ ̶ш̶л̶ё̶н̶д̶р̶ы̶.  (Жить втроём - она, муж Осип Брик и Маяковский - её идея. Шведская семья еще не родилась)



Наглядно можно проследить путь советской женщины в фильме "Гадюка" 1965 года. Это экранизация повести Алексея Толстого, где показана жизнь и судьба Ольги Зотовой, которую эта жизнь нехило потрепала.
Такой Ольга была на Гражданской войне, когда командовала своими солдатами и была "тоща и зла, как гадюка".



Вернувшись с войны, Ольга никак не могла найти место в обществе. Соседи по коммуналке и коллеги её ненавидели, она была нелюдима и всё ещё зла, как гадюка.



Затем Ольга влюбилась и, как положено, преобразилась. Помогло ей в этом аккуратное платье, новая причёска, и шляпка, акакже. Шляпки, хоть и считались буржуйским аксессуаром, были очень модны.

Как все-таки одежда меняет человека, особенно женщину.

Когда Ольга, преображённой, приходит на работу, на ней платье с заниженной талией и юбкой в складку. Если бы ещё бусики, то был бы типичный образ барышни, следящей за модой.
У модниц 20-х годов были те же идеалы, что и у эмансипированных женщин во всем мире - худая фигура, позволяющая носить платья с заниженной талией длиной до колен. В моде искусственные цветы, стеклярус или нити жемчуга — настоящего или фальшивого, обернутые вокруг шеи, высокие ботиночки на шнуровке, меховые горжетки из лисы или песца, каракулевые жакеты. И важнейший аксессуар –  шляпки.

Образ типичной модницы мы можем увидеть в романе "12 стульев", а затем в его экранизации. Правда только в одной.
Поклонники двух экранизаций давно разделились на два лагеря. Кому-то больше по душе театральность Захарова, песни и Миронов-Остап. кто-то ратует за реализм и Остапа-Гомиашвили. Кажется, Остап-Гомиашвили выигрывает по всем статьям, да и вся постановка тоже.
Но есть один момент, в котором Захаров Гайдая обошёл - это Эллочка-людоедка. Вот как она выглядит в фильме Захарова, в исполнении Елены Шаниной:



Присутствует забавная шляпка и характерный макияж с акцентом на нижнем веке, чтобы создать эффект усталых теней под глазами. Подарок двадцатым от декаданса начала века. Бровки, как положено, тоненькие-тоненькие. И многоярусные бусы из стекляруса.


Модная коротенькая чёлочка и общий вид худенькой, измождённой девушки.



Эллочка у Гайдая (Наталья ВОробьёва) совсем не такая. Она гораздо ближе к 1960-м. Сразу бросается в глаза ярко-крашеная голова, хной такого эффекта не достигнешь. Между тем, в 1920-е годы окраска волос ещё не приобрела такой популярности, а если и красились бы в рыжий, то хной. Первую адекватную химическую краску для волос в СССР завезли в конце 1960-х, из ГДР. Стрелки на глазах тоже явно из 1960-х.



Платье у Эллочки, хоть и в складку, но современное, с открытыми плечами, на лямочках.



Главным модельером в 1920-е годы оставалась великая Надежда Ламанова. Еще в 1880-х она пришла работать закройщицей в швейную мастерскую и стала, впоследствии, самой знаменитой портнихой в царской России. Выдающиеся заслуги в области моделирования одежды сделали Ламанову фигурой номер один в истории отечественного дизайна одежды. Именно она заложила основы советского моделирования. Девизом творчества художников-модельеров и в наши дни является знаменитая формула Ламановой - назначение, образ, ткань.
У Ламановой отшивались очень знаменитые дамы - Мария Ермолова, Вера Холодная, Ольга Книппер-Чехова. В 1920е одной из известных клиенток стала та же Лиля Брик.


Надежда Ламанова.

А великая актриса немого кино Александра Хохлова была не только клиенткой, но и моделью. На этом фото она в одном из самых знаменитых платьев Ламановой.


1920-е стали годами зарождения и нового государства, и его новой культуры. Мода стала одним из важнейших её ответвлений и первым шагом становления такого уникального явления, как советская мода.

tata_aistova
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments